В "холодной войне", захватившей и Мировой
океан, не победил никто. Но мы заставили мир считаться с нашими
подводными лодками и крейсерами.
Более полувека лучшие
конструкторские умы всех морских держав решали головоломную
задачу: как найти для подводных лодок двигатель, который
работал бы и над водой, и под водой, да к тому же не требовал
воздуха, как дизель или паровая машина. И такой двигатель,
единый для подводно-надводной стихии, был найден....
Им стал — ядерный реактор
Никто не знал, как
поведет себя ядерный джинн, заключенный в стальную «бутыль»
прочного корпуса, сдавленного прессом глубины, но в случае
успеха выгода такого решения была слишком велика. И американцы
рискнули. В 1955 году, через пятьдесят пять лет после первого
погружения первой американской субмарины, на воду был спущен
первый в мире корабль с атомным двигателем. Назван он был в
честь подводной лодки, придуманной Жюлем Верном —
«Наутилус».
1. АПЛ «Наутилус». США. Принята на
вооружение ВМФ в 1954 г. Самая большая на тот момент в
мире (длина 97 м, ширина 8,5 м). В настоящее время
находится на вечной стоянке и превращена в музей.
Находится в городе Гротон, Коннектикут 2. АПЛ «Джордж
Вашингтон». США, 1959 г. Одна из пяти АПЛ,
вооруженных 16 баллистическими ракетами
«Поларис»
Начало советскому
атомному флоту было положено в 1952 году, когда разведка
доложила Сталину, что американцы приступили к строительству
атомной субмарины. И спустя шесть лет советская атомарина
«К-3» раздвинула своими бортами сначала Белое море, потом
Баренцево, а затем и Атлантический океан. Ее командиром был
капитан 1-го ранга Леонид Осипенко, а создателем — генеральный
конструктор Владимир Николаевич Перегудов. Кроме тактического
номера у «К-3» было и собственное имя, не столь романтичное,
как у американцев, зато в духе времени — «Ленинский комсомол».
«По сути, КБ Перегудова, — отмечает историк советского
подводного флота контр-адмирал Николай Мормуль, — создало
принципиально новый корабль: от внешнего вида до номенклатуры
изделий. Перегудову удалось создать форму атомохода,
оптимальную для движения под водой, убрав все, что мешало его
полной обтекаемости». Правда, на вооружении «К-3» были
только торпеды, а время требовало таких же дальноходных,
долгоходных, но и принципиально иных ракетных крейсеров. А
потому в 1960 — 1980 годы главную ставку сделали на подводные
ракетоносцы. И не ошиблись. Прежде всего потому, что именно
атомарины — кочующие подводные ракетодромы — оказались
наименее уязвимыми носителями ядерного оружия. Тогда как
подземные ракетные шахты рано или поздно засекались из космоса
с точностью до метра и тут же становились целями первого
удара. Сознавая это, сначала американские, а потом и советские
ВМС стали размещать ракетные шахты в прочных корпусах
подводных лодок.
1. ДПЛ типа «Oberon» — вторая серия
послевоенных английских ПЛ. В настоящее время
модернизированные ПЛ данного типа с улучшенным
оборудованием и использованием в конструкции
стеклопластика находятся на вооружении ВМФ Бразилии,
Канады и Чили 2. Торпедно-ракетная ПЛ «Otama» (тип
«Oberon»). Австралия, 1978
г.
1. Торпедные ПЛ типа «Abtao». Перу, 1954 г.
Единственные в мире четыре ПЛ с артиллерийским вооружением —
модификация американских дизельных ПЛ типов «Marlin» и
«Bonita». Предназначены для действий в прибрежных зонах,
используются в полицейских целях. 2. Разрез типовой
современной подводной лодки.
Атомная шестиракетная
субмарина «К-19», спущенная на воду в 1961 году, была первой
советской ракетной атомариной. У ее колыбели, точнее стапелей,
стояли великие академики: Александров, Ковалев, Спасский,
Королев. Лодка поражала и непривычно высокой подводной
скоростью, и длительностью пребывания под водой, и
комфортабельными условиями для экипажа. «В НАТО, — отмечает
Николай Мормуль, — действовала межгосударственная интеграция:
США строили только океанский флот, Великобритания, Бельгия,
Нидерланды — противолодочные корабли, остальные
специализировались на кораблях для закрытых театров военных
действий. На этом этапе кораблестроения мы лидировали по
многим тактико-техническим элементам. У нас были введены в
строй комплексно автоматизированные скоростные и глубоководные
боевые атомные подводные лодки, крупнейшие амфибийные корабли
на воздушной подушке. Мы первыми внедрили крупные быстроходные
противолодочные корабли на управляемых подводных крыльях,
газотурбинную энергетику, крылатые сверхзвуковые ракеты,
ракетные и десантные экранопланы. Следует, правда, отметить,
что в бюджете Министерства обороны СССР доля ВМФ не превышала
15%, в Соединенных Штатах Америки и Великобритании она была в
два-три раза больше». Тем не менее, по данным официального
историографа флота М. Монакова, боевой состав ВМФ СССР к
середине 80-х годов «насчитывал 192 атомные подводные лодки (в
том числе 60 ракетных подводных крейсеров стратегического
назначения), 183 дизельные подводные лодки, 5 авианесущих
крейсеров (в том числе 3 тяжелых типа «Киев»), 38 крейсеров и
больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 68 больших
противолодочных кораблей и эсминцев, 32 сторожевых корабля
2-го ранга, более 1000 кораблей ближней морской зоны и боевых
катеров, свыше 1600 боевых и транспортных летательных
аппаратов. Применение этих сил осуществлялось для обеспечения
стратегического ядерного сдерживания и
национально-государственных интересов страны в Мировом
океане». У России еще никогда не было такого огромного и
мощного флота.
1. Торпедная ПЛ типа «Delfin». Испания,
1973 г. 2. Испанские ДПЛ построены по французской
лицензии, неоднократно модернизировались. Подобные лодки
находятся на вооружении ВМФ Пакистана, Португалии, Южной
Африки
В мирные годы — у этого
времени есть и более точное название: «холодная война» в
Мировом океане — подводников и подводных лодок в России
погибло больше, чем в русско-японскую, первую мировую,
гражданскую, советско-финскую войны, вместе взятые. Это была
реальная война с таранами, взрывами, пожарами, с затонувшими
кораблями и братскими могилами погибших экипажей. В ее ходе мы
потеряли 5 атомных и 6 дизельных подводных лодок.
Противостоящие нам ВМС США — 2 атомные субмарины. Активная
фаза противостояния сверхдержав началась в августе 1958-го,
когда советские подводные лодки впервые вошли в Средиземное
море. Четыре «эски» — субмарины среднего водоизмещения типа
«С» (613-го проекта) — отшвартовались по договоренности с
албанским правительством в заливе Влёра. Через год их уже
стало 12. Подводные крейсера и истребители кружили в безднах
Мирового океана, выслеживая друг друга. Но несмотря на то что
ни одна великая держава не имела такого подводного флота, как
Советский Союз, — это была неравная война. У нас не было ни
одного атомного авианосца и ни одной удобной по
географическому положению базы.
1.
АПЛ, проект «685-К-278», более известен как «Комсомолец».
СССР, 1983 г. Корабль многоцелевого назначения: обнаружение,
длительное слежение и уничтожение ПЛ противника, борьба с
авианосными соединениями, крупными подводными кораблями и
транспортами. Вооружение — торпедное 2. АПЛРК, проект
«651». СССР, 1968 г. В составе ВМФ СССР было 16 таких
кораблей. Впервые в мире на этой ПЛ были размещены
оперативно-тактические и крылатые ракеты 3. РПКСН, проект
«675Б», тип «Мурена». СССР, 1977 г. Первый в мире подводный
ракетоносец с подводным стартом баллистических
межконтинентальных ракет повышенной точности. В настоящее
время на вооружении ВМФ России осталось две ПЛ такого
типа
На Неве и Северной Двине,
в Портсмуте и Гротоне, на Волге и Амуре, в Чарлстоне и
Аннаполисе рождались новые субмарины, пополняя Объединенный
гранд-флот НАТО и Великую подводную армаду СССР. Все определял
азарт погони за новой владычицей морей — Америкой,
провозгласившей: «Кто владеет трезубцем Нептуна, тот владеет
миром». Машина третьей мировой была запущена на холостых
оборотах... Начало 70-х годов был одним из пиков в
океанской «холодной войне». В самом разгаре была агрессия США
во Вьетнаме. Подводные лодки Тихоокеанского флота вели боевое
слежение за американскими авианосцами, крейсирующими в
Южно-Китайском море. В Индийском же океане находился еще один
взрывоопасный регион — Бангладеш, где советские тральщики
обезвреживали пакистанские мины, выставленные в ходе
индо-пакистанского военного конфликта. Жарко было и в
Средиземном море. В октябре вспыхнула очередная
арабо-израильская война. Был заминирован Суэцкий канал.
Корабли 5-й оперативной эскадры эскортировали советские,
болгарские, восточногерманские сухогрузы и лайнеры по всем
правилам военного времени, прикрывая их от террористских
налетов, ракет, торпед и мин. У каждого времени своя военная
логика. И в логике противостояния мировым морским державам
агрессивный ракетно-ядерный флот был для СССР исторической
неизбежностью. На протяжении многих лет мы играли с Америкой,
отнявшей у Британии титул владычицы морей, в ядерный бейсбол.
Печальный счет в этом матче открыла Америка: 10 апреля 1963
года атомная подводная лодка «Трешер» по невыясненной причине
затонула на глубине 2 800 метров в Атлантическом океане.
Спустя пять лет трагедия повторилась в 450 милях к юго-западу
от Азорских островов: атомная подводная лодка «Скорпион»
американских ВМС вместе с 99 моряками навсегда осталась на
трехкилометровой глубине. В 1968 году в Средиземном море
затонули по неизвестным причинам французская подводная лодка
«Минерв», израильская — «Дакар», а также наша дизельная
ракетная лодка «К-129». На ее борту находились и ядерные
торпеды. Несмотря на глубину в 4 тысячи метров, американцы
сумели поднять первые два отсека этой разломившейся субмарины.
Но вместо секретных документов получили проблемы с
захоронением останков советских моряков и атомных торпед,
лежавших в носовых аппаратах.
1. АПЛ, проект «627» (после модернизации
«К-3») «Ленинский комсомол». СССР, 1958 г. Первый
отечественный подводный атомоход. «К-3» несла службу до
1991 г., после чего была списана 2. ПЛАРБ, проект
«658-К-19». После аварии 1961 г. была названа моряками
«Хиросимой»
Мы сравняли с
американцами счет потерянных атомарин в начале октября 1986
года. Тогда в 1 000 километров северо-восточнее Бермудских
островов в ракетном отсеке подводного крейсера «К-219» рвануло
топливо. Возник пожар. 20-летний матрос Сергей Преминин сумел
заглушить оба реактора, но сам погиб. Суперлодка осталась на
глубине Атлантики. 8 апреля 1970 года в Бискайском заливе
после пожара на огромной глубине затонула первая советская
атомарина «К-8», унеся с собой 52 жизни и два ядерных
реактора. 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула
атомарина «К-278», более известная под именем «Комсомолец».
При погружении носовой части судна произошел взрыв,
практически разрушивший корпус лодки и повредивший боевые
торпеды с атомным зарядом. В этой трагедии погибло 42
человека. «К-278» была уникальной подводной лодкой. Именно с
нее предполагалось начать строительство глубоководного флота
XXI века. Титановый корпус позволял ей погружаться и
действовать на глубине километра — то есть втрое глубже, чем
всем остальным субмаринам мира... Стан подводников
разделился на два лагеря: одни винили в несчастье экипаж и
высшее командование, другие видели корень зла в низком
качестве морской техники и монополизме Минсудпрома. Этот
раскол вызвал яростную полемику в прессе, и страна наконец
узнала о том, что это уже третья наша затонувшая ядерная
подлодка. Газеты стали наперебой называть имена кораблей и
номера подводных лодок, погибших в «мирное время», — линкор
«Новороссийск», большой противолодочный корабль «Отважный»,
подводные лодки «С-80» и «К-129», «С-178» и «Б-37»... И,
наконец, последняя жертва — атомоход «Курск».
1. ПЛАРБ (ракетная, баллистическая) типа
«Vanguard». Великобритания, 1999 г. 2. ПЛАРБ, «тип
«Le Triomphant». Франция, 1997—2008 гг. 3.
Многоцелевая АПЛ, тип «Seawolf». США, 1997 — 2000
гг. Боезапас крылатых ракет типа «Томагавк» и торпед —
50 единиц. Оснащены специальными подводными
аппаратами для разминирования, разведки и высадки
десантников 4. ПЛАРБ «Xia», класс НАТО, «тип
092». Китай, 1987 г.
…Мы не победили в
«холодной войне», но заставили мир считаться с присутствием в
Атлантике, Средиземном море, Тихом и Индийском океанах наших
подводных лодок и наших крейсеров. В 60-е годы атомные
подводные лодки прочно утвердились в боевых порядках
американского, советского, британского и французского флотов.
Дав субмаринам двигатель нового типа, конструкторы оснащали
подводные лодки и новым оружием — ракетами. Теперь атомные
ракетные подводные лодки (американцы называли их «бумеры» или
«ситикиллерз», мы — подводными крейсерами стратегического
назначения) стали угрожать не только мировому судоходству, но
и всему миру в целом. Образное понятие «гонка вооружений»
приобретало буквальное значение, когда дело касалось таких
точных параметров, как, например, скорость в подводном
положении. Рекорд подводной скорости (никем до сих пор не
превзойденный) установила наша подводная лодка «К-162» в 1969
г. «Погрузились, — вспоминает участник испытаний контр-адмирал
Николай Мормуль, — выбрали, среднюю глубину — 100 метров. Дали
ход. По мере увеличения оборотов все ощутили, что лодка
движется с ускорением. Ведь обычно движение под водой
замечаешь разве что по показаниям лага. А тут, как в
электричке, — всех назад повело. Мы услышали шум обтекающей
лодку воды. Он нарастал вместе со скоростью корабля, и, когда
мы перевалили за 35 узлов (65 км/ч), в ушах уже стоял гул
самолета. По нашим оценкам, уровень шума достигал до 100
децибел. Наконец, вышли на рекордную — сорокадвухузловую
скорость! Еще ни один обитаемый «подводный снаряд» не разрезал
морскую толщу столь стремительно».
<
1. Торпедная ПЛ типа «Gotland». Швеция,
1966 — 1967 гг. Первая в мире ПЛ с комбинированной
воздухонезависимой энергетической установкой, оснащенная
АСБУ (автоматическая система боевого управления),
позволяющей полностью обеспечивать все режимы плавания и
слежения за 95 целями. Производится на экспорт. 2.
Торпедная ПЛ, «проект «877», тип «Варшавянка». СССР,
1980 г. Производится на экспорт, находится на вооружении
ВМФ Польши, Румынии, Алжира, Китая, Индии и
др.
Новый рекорд был
поставлен советской подводной лодкой «Комсомолец» за пять лет
до гибели. 5 августа 1984 года она совершила небывалое в
истории мирового военного мореплавания погружение на 1 000
метров. В марте минувшего года в северофлотском поселке
Гаджиево отмечали 30-летие флотилии атомных подводных лодок.
Именно здесь, в глухоманных лапландских бухтах, осваивалась
самая сложная в истории цивилизации техника: атомоходные
подводные ракетодромы. Именно сюда, в Гаджиево, приехал к
первопроходцам гидрокосмоса первый космонавт планеты. Здесь,
на борту «К-149», Юрий Гагарин честно признался: «Ваши корабли
посложнее космических!» А бог ракетной техники Сергей Королев,
которому предложили создать ракету для подводного старта,
произнес еще одну знаменательную фразу: «Ракета под водой —
это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это». И
сделал... Знал бы Королев, что однажды, стартовав из-под воды,
лодочные ракеты будут не только покрывать межконтинентальные
расстояния, но и запускать в космос искусственные спутники
Земли. Впервые это осуществил экипаж гаджиевского подводного
крейсера «К-407» под командованием капитана 1-го ранга
Александра Моисеева. 7 июля 1998 года в истории освоения
космического пространства была открыта новая страница: из
глубин Баренцева моря на околоземную орбиту штатной
корабельной ракетой был выведен искусственный спутник
Земли…
1.
Тяжелый РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического
назначения), тип «Акула». СССР, 1989 г. По классификации НАТО
— «Typhoon». В настоящее время из шести построенных в строю
находится три ракетоносца. Могут нести службу во всех районах
Мирового океана, включая Арктику. 2. ПЛАРБ «Огайо». США,
1981 — 1997 гг. Число кораблей в серии — 18, в строю
находится 14. 3. ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми
ракетами). Тип «Антей», по классификации НАТО — «Oscar II».
Россия, 1987—1996 гг. К данному типу относится АПЛ «Курск». В
настоящее время в строю 9 лодок, исключая
«Курск».
А еще новый тип двигателя
— единый, бескислородный и редко (раз в несколько лет)
пополняемый топливом — позволил человечеству проникнуть в
последний недосягаемый доселе район планеты — под ледяной
купол Арктики. В последние годы XX века заговорили о том, что
атомные подводные лодки — превосходное трансарктическое
транспортное средство. Кратчайший путь из Западного полушария
в Восточное лежит подо льдами северного океана. Но если
атомарины переоснастить в подводные танкеры, сухогрузы и даже
круизные лайнеры, то в мировом судоходстве откроется новая
эпоха. Пока же самым первым кораблем российского флота в XXI
веке стала атомная подводная лодка «Гепард». В январе 2001
года на ней был поднят овеянный вековой славой Андреевский
флаг. НИКОЛАЙ ЧЕРКАШИН